Определение понятия «аффилиация»

подруги«Человеку нужен человек». Эта известная фраза достаточно точно отражает суть такого сложного психологического понятия, как аффилиация. Быть с другими и быть принятым другими — это желание знакомо каждому. А вот степень его проявления, как и причины возникновения, конечно, у разных людей совсем разные.

Общие сведения

Если мы откроем психологический словарь, то увидим, что под аффилиацией понимается эмоциональная связь с другими людьми, а также желание ее устанавливать, иметь взаимные доверительные отношения. Таким образом, понятия «аффилиация», «потребность в аффилиации» и «мотив аффилиации» часто смешиваются и заменяются одно другим. Так или иначе, аффилиация (реже – аффиляция) подразумевает взаимосвязь человека с обществом, ведь и само слово образовано от английского affiliation, что означает «соединение», «связь».

Еще со школьных времен мы помним, что человек — существо биосоциальное. Обратим внимание на второй корень этого сложного слова: потребность существовать в обществе, в круге других людей свойственна каждому из нас от рождения.

Мы не приспособлены для жизни в одиночку. А если все-таки приходится, то это заставляет нас страдать — говоря научным языком, вызывает фрустрацию — состояние психики в ситуации несоответствия желаний и возможностей, которое выражается в подавленности, чувстве тревоги, отчаянии. Вспомним Робинзона и его страстное желание найти хоть какую-то родственную душу на необитаемом острове!

подругиОб аффилиации можно говорить применительно не только к одному человеку, но и к группе. Все аналогично: групповая аффилиация подразумевает, что маленькая группа стремится стать частью более крупной и, следовательно, действовать по ее законам и правилам. Точно так же и человек стремится ощутить себя принадлежащим к какой-то социальной общности, понимать, что является элементом большого и важного целого (чаще всего в роли таких общностей выступают семья или этнос (народ).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Понятие аддикции в психологии

Как правило, аффилиация усиливается, когда мы переживаем стресс и (или) попадаем в экстремальную ситуацию. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, оказавшись в незнакомой, а то и потенциально опасной обстановке, человек ищет какой-то ориентир, образец для подражания, пытается понять, как ему следует себя вести, на примере окружающих проверить, адекватны ли его реакции. А во-вторых, доказано, что близость к другим успокаивает, уменьшает тревожность и последствия стресса.

свадьбаБолее того, выявлена определенная взаимообусловленность аффилиации и здоровья. Американские исследователи в течение нескольких лет проводили опросы, результаты которых показали: люди, которые тесно общаются с родственниками или состоят в каких-то сообществах, живут дольше и имеют меньше проблем со здоровьем. Получается, аффилиация не только помогает обрести душевное спокойствие, но и играет более важную роль: способствует сохранению самого существования отдельного человека или группы.

Но не все так безоблачно. Вполне возможна ситуация (и наверняка она знакома каждому), когда, наоборот, общество, в том числе самые близкие люди (семья или друзья), становятся причиной стресса и раздражения. Дело в том, что необходимое каждому количество контактов строго индивидуально и зависит от двух обобщенных факторов: желания быть принятым и боязни быть отвергнутым.

Стремление к принятию и страх отвержения

пареньИтак, потребность в аффилиации изначально присуща каждому из нас. Однако под влиянием отношений с родителями, наличия или отсутствия контактов с ровесниками и других факторов у ребенка постепенно формируется общий взгляд на отношения с другими людьми. Чего они дают ему больше – положительных эмоций или отрицательных?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что значит: аккомодация?

Это две стороны, две составляющих, которые психологи обычно выделяют в аффилиации: стремление к принятию и страх отвержения. Первую сторону еще называют позитивной или, опять же смешивая понятия, собственно аффилиацией, а вторую, соответственно, негативной. Некоторые ученые говорят об автономности двух сторон, объясняя это тем, что причины стремления человека к обществу и страха быть им не принятым обычно не сходятся.

Другие настаивают на взаимозависимости, ведь именно боязнь остаться в одиночестве в конечном итоге и порождает желание быть с другими людьми. Хотя зависимость не прямая: величины эти обратно пропорциональны, то есть чем меньше страха, тем больше выражена тяга к взаимодействию.

девушкаЕсли у человека преобладает потребность в аффилиации, то его межличностная коммуникация характеризуется свободой и легкостью завязывания знакомств, открытостью, раскрепощенностью. Если же сильнее развита противоположная черта, то общение, особенно с незнакомцами, часто становится для личности испытанием: человек чувствует себя неловко, скованно, зажимается и не понимает, что ему нужно делать или говорить.

Рекомендуем: Антропофобия — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Но это две крайности, в реальности степень выраженности и одного, и другого фактора, а также их различные комбинации могут исчисляться несравнимо большим количеством вариантов. Психологи постарались их обобщить и выделили четыре основных типа поведения человека при контакте с другими (их еще называют типами мотивации общения).

  • Ярко проявляется стремление к принятию и почти не проявляется страх отвержения: человек изначально относится к людям с симпатией, очень коммуникабелен, иногда даже кажется навязчивым.
  • Обратная ситуация: опасение в том, что общение завершится неудачей, полностью подавляет желание принятия. Человек подозрителен, ожидает от других подвоха, замыкается в себе, отчуждается от общества, его потребности в понимании и доверительных отношениях так и остаются неудовлетворенными.
  • Оба фактора выражены слабо. К этому типу относятся те, кто предпочитает одиночество. Такие люди не очень заинтересованы в общении, крайне избирательны в контактах.
  • Оба фактора выражены сильно. Личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта: и стремится к общению, и избегает его.

Существуют специальные опросники, с помощью которых можно определить, насколько ярко проявляются указанные тенденции. Как говорят психологи, проводится диагностика мотивации аффилиации. Самый популярный тест разработан американским ученым армянского происхождения Альбертом Мейерабианом (Мехрабианом) и так и называется: методика «Мотивация аффилиации».

Мотивация

Что значит мотив аффилиации? Говоря о мотиве аффилиации (то есть стремления к контактам, связи с другими, принятию и одобрению), нужно сначала вспомнить о мотивах вообще. Мотив представляет собой побуждение к деятельности для удовлетворения какой-то потребности.  Те способы формирования мотива, которые предпочитает человек, называются мотивационными свойствами личности; их совокупность и определяет его поведение.

девушка в очкахОбщепризнанной стала классификация мотивов и связанных с ними мотивационных свойств, которую предложил американский психолог Генри Мюррей. Он, например, выделял мотив достижения, мотив избегания неудачи, мотив власти и другие, в том числе мотив аффилиации.

Рекомендуем: Ассертивное поведение — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Люди, у которых преобладает данный мотив, склонны выступать инициаторами общения: пишут, звонят другим, приходят в гости. Для таких людей важно, чтобы окружающие проявляли к ним симпатию, доверяли им, потому на работе они скорее предпочтут объединяться не с теми, кто лучше разбирается в проблеме, а с теми, кто хорошо к ним относится. А вот если потребность в аффилиации слабая, а ярко выражен мотив достижения, то для человека на первый план выступают деловые качества, та польза делу, которую способен принести партнер.

Если же людям с выраженной аффилиацией поручено следить за групповым выполнением какой-то задачи, то их будут больше волновать взаимоотношения членов группы, а не то, как они справляются с работой. Такое поведение приводит к тому, что люди с развитым стремлением к принятию обычно не добиваются больших высот на должности руководителя: они много общаются с подчиненными, но общение направлено не на обсуждение рабочих проблем, а на закрепление добрых отношений.

подружкиТакие личности очень хотят, чтобы контактировать с ними было приятно, желают угодить окружающим, а с другой стороны, сами сильно нуждаются в поддержке и эмоциональной связи. Кстати, поэтому они, как правило, не любят занятия, в которых присутствует элемент соревновательности.

Рекомендуем: Как научиться любить себя?

Интересно, что эти, казалось бы, замечательные черты характера могут сыграть и против человека с высокой аффилиацией. Ведь, как известно, слишком хорошо тоже плохо. Стремясь угодить всем, общаясь постоянно и много или беспокоясь по поводу возможной неодобрительной оценки своих действий, человек в конце концов вызывает неприятие. Во всем важна мера. Автор: Евгения Бессонова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Это изменит вашу жизнь навсегда:

Напишите, что вы думаете?

Книги