Что такое умственная отсталость

девочкаУмственная отсталость, или, на западный манер, интеллектуальная инвалидность, характеризуется недоразвитием психики со снижением общего интеллекта, что приводит к невозможности приобрести способности, необходимые для повседневной жизни и работы.

При этом есть разные степени умственной отсталости, и каждый отдельный случай имеет свои отличия, обусловленные тяжестью интеллектуальных нарушений. Умственная отсталость в легкой степени требует повышенного внимания и работы с детьми, так как высока вероятность успешной интеграции в общество даже при наличии болезни.

Умственной отсталости в международной классификации болезней посвящена рубрика F70. В зависимости от тяжести интеллектуальных проблем выделяют следующие виды умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Интеллектуальная инвалидность: основные моменты

Умственная отсталость – не такое уж редкое явление в современном мире. Выявляется у 3-24 человек на 1000. Экопатогенные факторы могут увеличивать распространенность до 7%. Мужчины чаще страдают легкой степенью, чем женщины (в 1,5 раза).

девушка у моряДля первичной диагностики используют методику Векслера, позволяющую определить уровень интеллекта. Основные формы умственной отсталости по показателям IQ и характеристика умственной отсталости конкретного вида:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

1. Легкая умственная отсталость – коэффициент интеллекта в районе 50-69 баллов (в адаптационном варианте теста другой диапазон баллов – 60-79). В МКБ-10 – F70. Развитие детей с легкой степенью несколько отстает от их сверстников, они слабее интеллектуально. Обычно у них хорошая механическая память, позволяющая приобрести значительный запас знаний и навыков.

Рекомендуем: Что изучает дефектология?

Самостоятельность и инициативность низкие или отсутствуют, имеются проблемы с самообладанием, импульсивность, внушаемость, склонность к подражательному поведению. Психолого-педагогическая коррекция позволяет больным овладевать профессиями, которые не требуют высокой квалификации. Люди с нарушениями интеллектуального развития обучаемы и часто живут самостоятельно, если не имеют отягчающих заболеваний.  Обследование в раннем возрасте не выявляет легкую степень. Диагностируется в 5-6 лет.

2. Умеренная умственная отсталость – IQ в диапазоне 35-49, в адаптированном варианте методики 45-59. В классификации болезней ей соответствует раздел F71. Эта степень умственной отсталости у детей имеет следующие характерные симптомы: механическая память развита, запас слов небольшой, трудности в восприятии речи и в её порождении.

детиВыражена эгоцентричность, с трудом переживают интеллектуальное напряжение. Обучение помогает овладеть основными навыками и умениями, но объем усвоения мал. Если моторное развитие в порядке, могут выполнять простой труд, правда, только механически.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Тяжелая умственная отсталость соответствует показателю интеллекта в 20-34 балла, в адаптированном варианте 30-44. Описывается в разделе F72 по МКБ-10. С трудом контактируют с социумом. Моторика развита слабо. Психологические особенности людей с тяжелой степенью практически обнуляют вероятность приобретения необходимых бытовых умений и навыков.

4. Глубокая умственная отсталость диагностируется у людей с коэффициентом менее 20 баллов; если используется адаптированный вариант, то менее 30. Представлена в МКБ-10 под номером F73. Дети с глубокой степенью почти не реагируют на внешние раздражители, либо их реакции отличаются неадекватностью и невозможностью сосредоточиться. Смысл для них редко доступен, но они воспринимают интонационную составляющую речи.

девушкаОтличаются примитивными эмоциональными ответами. К примеру, если они сыты, а окружающая обстановка не агрессивна, то приходят в спокойное и благодушное настроение, на голод и неприятные ощущения возникает крик, плач. Вместе с большим отставанием в интеллекте у детей с глубокой умственной отсталостью наблюдаются признаки нарушения физического развития.

Рекомендуем: Девиантное поведение — как проявляется?

В соответствии с МКБ-10, к F78 относят случаи, когда невозможно наверняка установить конкретный вид умственной отсталости. У детей с проблемами слуха, зрения и т.д. чаще всего будет диагноз «другая умственная отсталость».  До перехода на МКБ-10 выделяли три вида интеллектуальной недоразвитости:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Дебильность, соответствующую легкой степени.
  • Имбецильность – аналог умеренной и тяжелой.
  • Идиотию, которая определялась в том же ключе, что и глубокая степень умственной отсталости.

Особенности

малышПричины умственной отсталости можно разделить на наследственные и средовые. Большое значение имеют изменения в количестве и структуре хромосомного набора. Их провоцируют такие факторы, как старение, токсические вещества, нарушения метаболизма и радиация.

Особое внимание стоит уделить средовым факторам, действующим на организм ребенка до его рождения через мать. К ним относятся:

  • Внутриутробные инфекции.
  • Гипоксия.
  • Лекарства (антибиотики, сульфаминамиды, барбитураты, нейролептики).
  • Психоактивные вещества.
  • Иммунологическая несовместимость.
  • Травмы при родах.

После рождения ребенка тоже существуют факторы, приводящие к умственной отсталости. Среди них чаще всего с повышенным риском её развития называют:

  • Нейроинфекции.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Различные заболевания, которые протекают с обезвоживанием и нарушением питания тканей и органов.
  • Интоксикации.

Предположительно, на развитие расстройства мышления может повлиять дефицит сенсорной стимуляции в самом начале жизни ребенка, недостаток общения со значимыми взрослыми. Впрочем, три четверти случаев связывают с повреждениями мозга ребенка еще до родов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Основные симптомы умственной отсталости связаны с недоразвитостью интеллектуальной сферы. Критерии умственной отсталости, по МКБ-10:

  • Нарушения способностей (речь, моторика, внимание, память).
  • Неспособность адаптироваться к социальным условиям.
  • IQ ниже нормы, при условии что измерение коэффициента интеллектуального развития проводилось с учетом культурных особенностей.

детиПонятие умственной отсталости вошло в современную науку не так давно, но само явление известно на протяжении всей человеческой истории. Врожденная умственная отсталость и приобретенное слабоумие отличаются тем, что в первом случае интеллект не достигает нормального развития, во втором же интеллект, достигнув нормы на каком-то этапе, начинает снижаться.

Рекомендуем: Детская психология

У взрослых без ранее диагностированных проблем с интеллектуальным развитием снижение интеллекта носит название деменции. Врожденную умственную отсталость характеризует прежде всего раннее обнаружение; приобретенное слабоумие, наоборот, чаще всего диагностируется в пожилом возрасте.

Аутизм и умственная отсталость имеют ряд схожих черт, но их также стоит отличать, так как методы лечения различны. Корневое отличие: аутисты показывают неровное развитие, а дети с умственной отсталостью, по определению, имеют задержку во всех сферах сразу.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Проявления

Умственная отсталость у детей наиболее явно прослеживается в экспериментах по классификации предметов. Особенности детей с умственной отсталостью объясняются аномалиями развития головного мозга. Признаки умственной отсталости у детей:

  • Особенности мышления: затруднены процессы обобщения и абстрактного мышления. Умственная отсталость связана, применительно к познавательной деятельности, с преобладанием установления частных, конкретных связей, купирована способность к отвлеченным размышлениям.
  • Трудности с сосредоточением внимания, дети легко отвлекаются.
  • Восприятие бедное.
  • Новые знания усваиваются медленнее, требуется множество повторений, чтобы закрепить знания.
  • Почти всегда значительно страдает смысловая память, а механическая может быть достаточно хорошо развита. Это легко заметить при чтении текстов, ребенок не может передать своими словами смысл прочитанного текста.
  • Проблемы с развитием речи. Недоразвитие речевых способностей зависит от степени. В целом речь бедна, маловыразительна, фразы короткие, слова часто употребляются не по смыслу. Косноязычие может ликвидироваться со временем, но времени потребуется больше, по сравнению со здоровыми детьми.
  • Эмоциональная сфера отличается простотой, неспособностью контролировать проявления эмоций, малой дифференцированностью. Часто любознательность отсутствует, заменой ей выступает любопытство.
  • Воля тем меньше проявлена, чем сильнее интеллектуальный дефект.

Борьба за нормальную жизнь

Лечение умственной отсталости осуществляется как посредством психолого-педагогической коррекции, так и медикаментозно. В последнем случае активно используют ноотропы, к тому же работа с причинами заболевания на ранних стадиях может предотвратить психическое недоразвитие.

девушка с котикомК примеру, если нарушен метаболизм аминокислот, обычная диета может значительно понизить риски развития интеллектуальной недостаточности. Поэтому вовремя поставленный диагноз – залог отсутствия проблем или их минимизации.

В целях развития детей с умственной отсталостью ноотропы стали играть большую роль. Часто рекомендации врачей включают не только ноотропный препарат, но и сосудорасширяющий. Кроме того, обязательно включение в лечение приема витаминов группы В, которые способствуют улучшению метаболических процессов в центральной нервной системе, что положительно сказывается на течении умственной отсталости.

Рекомендуем: Когнитивное развитие — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Причины возникновения умственной отсталости и сопутствующие факторы влияют на процесс лечения. В последние годы, если не помогают лекарственные препараты, для лечения тяжелой и глубокой стадии предлагают использовать хирургическое вмешательство. К нему относится пересадка эмбриональной ткани или стволовых клеток в некоторые участки мозга.

мужчинаРазобравшись с тем, что такое умственная отсталость, можно углубиться в вопросы развития и обучения детей с этим диагнозом. Психолого-педагогическая коррекция для таких детей – возможность вести полноценную жизнь и чувствовать себя членами общества.

Детская умственная отсталость легкой и умеренной степени при условии работы с проблемой поддается значительной корректировке. Особенности развития людей с интеллектуальными нарушениями диктуют свои правила в обучении. Воспитание детей и их обучение должно вестись с оглядкой на задержку развития интеллекта и адаптивных навыков, нужно формировать базовые навыки и умения для того, чтобы ребенок смог идти дальше:

  • Тренировка кратковременной памяти.
  • Обучение детей связыванию информации в смысловые блоки.
  • Тренировки на определение главных и второстепенных элементов.
  • Научение переносить выявленные методы в другой контекст.
  • Работа с ребенком относительно адаптивного поведения (социальные нормы; навыки, необходимые в повседневной жизни, и прочее).
  • Обучение навыкам самоопределения.

Обучение детей с умственной отсталостью стоит проводить в игровой форме, так как в основном у них преобладает непроизвольное внимание. Игры для детей с умственной отсталостью должны соответствовать нескольким критериям:

  • Обучение рациональным приемам запоминания.
  • Эмоциональность, поощрение успеха, создание направленности на включение в деятельность.
  • Игровая цель может быть достигнута только при усвоении необходимого материала.
  • Организация игр должна способствовать развитию самостоятельности.
  • Большое количество повторений.
  • Развитие сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  • Формирование поисковой активности, уход от простого перебора вариантов.

Психология лиц с умственной отсталостью требует от нас тщательного подхода к обучению и интеграции людей с этим заболеванием в общество. На нас ложится ответственность, как они будут себя чувствовать эмоционально, смогут ли внести посильный вклад, откроется ли для них богатство мира. Автор: Екатерина Волкова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Это изменит вашу жизнь навсегда:

Напишите, что вы думаете?

Книги