Психология масс — что это такое

мужчина с книгойМассовая психология зародилась в середине XIX века, её основоположниками стали Тард и Лебон. Сейчас психология масс изучается в русле социальной психологии, которую и породила.

Что же такое масса? Если рассматривать её как толпу, что пристально изучали первые исследователи психологии масс, это ситуативно возникающие множества людей. Они, как правило, не являются структурированными, закрепленными и формализованными. Масса имеет свое сознание, свои закономерности поведения.

История вопроса

Большое количество теоретических моделей и исследований на практике свидетельствует о том, что человек легко теряет индивидуальность, когда сталкивается с влиянием массы людей, – толпа превращает его в свой инструмент. Как это можно объяснить? Судя по всему, осознание своей ответственности за выбор снижается, когда человек включается в массу людей.

Рекомендуем: Что такое гипноз?

Массовое сознание характеризуется тем, что оно является неким общим знаменателем для всех входящих в массу групп. Когда люди захвачены идеей, возникает общность, и чем менее структурирована группа, тем больше в ней проявляются черты массы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Родоначальник психологии масс Лебон особо подчеркивал исчезновение индивидуальных черт, оригинальности. Лебон выделяет ряд характерных изменений человека, находящегося в массе-толпе людей:

пара1. Сознание непреодолимой силы, отказ от обуздания инстинктов. Когда ничто не сдерживает человека, когда окружающие не станут одергивать его, человек сбрасывает с себя страхи и проявляет свои глубинные инстинктивные реакции.

2. Заражаемость. Идеи, настроения, действия в массе распространяются и воспроизводятся со скоростью молнии. При этом человек способен предать все, во что он искренне верил, чтобы соответствовать моменту.

Рекомендуем: Понятие мортидо в психологии

3. Внушаемость, неосознанность. Масса легко отдает лавры лидеру, слепо верит в него и не воспринимает критику.

4. Регрессия к примитивному состоянию, к первобытному человеку. В массе люди открещиваются от своей высокой культуры, воспитания, склонны к проявлению произвола, буйства, свирепости (хотя и способны на героическое). Интеллектуальный уровень понижается.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Фрейд в сочинении, посвященном психологии масс, говорит, что в массе человек теряет все, что он приобрел в процессе развития как личности. За этим фасадом обнаруживается исконное, присущее всем людям – бессознательное. То есть индивидуальное уступает место тому общему, что есть у нас всех.

вечеринкаЮнг, когда анализирует психологию толпы, приравнивает самого умного к самому глупому, потому что в массе происходит снижение интеллекта до самых простейших форм мысли. Впрочем, Юнг делает это не первым и далеко не последним.

Именно из этого закона некого «оглупения» человека в толпе рождается один очень бросающийся в глаза фактор – толпа легко приходит в движение от самых примитивных идей, при этом излагаемое оратором может быть противоречиво, на поверку нереализуемо и далеко от идеального представления о мире. Простые идеи легче подхватываются, для них не нужно вызревания в кабинетах философов, поэтому толпа и подхватывает их легко.

Толпа и публика

Психология массового поведения устанавливает в виде основы положение о сильном иррациональном начале, связанном с острой проблемой, которое обостряется в массе. Типология масс вытекает из разницы в проявлении тех или иных качеств. Так, массы можно определять по:

  • Общему и актуальному мыслительному потенциалу.
  • Объему.
  • Устойчивости.
  • Связности.
  • Управляемости.
  • Уровню развития.
  • Выраженности.
  • Используемым языковым средствам.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

При этом уже Тард разделяет толпу и публику, определяя последнюю как рассеянную толпу. В дальнейшем ему так или иначе вторят другие исследователи. Как же появляется публика? Благодаря средствам массовой коммуникации. Именно они формируют общий взгляд, общее отношение многих по определенным вопросам.

друзьяДругие исследователи разделяют публику на два вида – собранную и несобранную. Первая – собрание людей, изначально знающих, за чем они идут (к примеру, зрители фильма, посетители публичных лекций). Вторая – люди с общностью идей, но не находящиеся рядом (например, поклонники певцов).

Рекомендуем: Что значит плюрализм?

Итак, масса – большая группа людей, которую объединяют общие интересы. Общее переживание, осознание актуальных моментов в мире, которые важны тем или иным образом для определенных групп людей, определяют их общность в сходных условиях информационного поля. Они становятся массой не просто так – объединение, происходящее во всех уголках земли, начинается с массовых коммуникаций.

О массовых коммуникациях – масс-медиа – на официальном уровне впервые заговорили в 1946 году. С английского термин переводится как «массовое общение» или «общение масс».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Когда мы говорим о массовых коммуникациях, мы, естественно, подразумеваем не толпу, а скорее публику – группы людей, которые пусть и не находятся рядом, но объединены общей идеей или заинтересованностью. Последнее выражено в факте включения в процесс распространения продуктов телевидения и других СМИ.

толпаОбщение между «атомами» масс происходит опосредованно, через средства массовой коммуникации. СМИ заслужили много внимания психологов и социологов, так как оказывают психологическое воздействие на широкий круг людей, формируя их картину мира, а значит, действия.

Рекомендуем: Что такое подражание в психологии?

Массовое сознание – это то, что объединяет людей, входящих в массу, на которую направлены СМИ. Психология массового сознания выделяет те же черты, свойственные массе, что и Лебон, кроме анонимности. В эпоху СМИ аудитория не знает друг друга в лицо.

Законодатели мод и мнений

С точки зрения науки, психология массовых коммуникаций – это прикладная область социальной психологии. Основные черты массовых коммуникаций: односторонний характер, жесткая фиксация ролей, передача информации происходит «вслепую», процесс организован, лишен спонтанности, нормативен, источник информации не выражает индивидуальность – говорит не от себя. Интерактивность СМИ развивается только в последние годы – предположительно, она повысит вовлеченность людей.

стадионПсихология массовой коммуникации позволяет раскрыть те механизмы, по которым действует, развивается и выбирает цель психологическое воздействие через СМИ. Манипуляции массовым сознанием с помощью СМИ опираются на когнитивные искажения. Популярные и часто использующиеся приемы:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

1. Ролики, вызывающие много эмоций, становятся вирусными, и несмотря на то, что в них может не содержаться никаких полезных сведений, им верят и распространяют их. В результате в массе циркулирует множество идей, иногда бесполезных или даже вредных.

Рекомендуем: Индивидуальность: суть понятия

2. Простые объяснения сложных явлений часто вызывают отклик у аудитории, человек принимает их на веру, и в дальнейшем донести до него реальное положение дел сложно.

3. Большую роль играет впечатление от оценки других. Если человек видит, что большинство отдает предпочтение Х, то он будет склонен отдать предпочтение Х либо изменить мнение об Х с плохого на нейтральное или даже хорошее. Работает это и наоборот: если человек видит, что нечто большинством отвергается или порицается, ему будет сложнее сохранить положительное мнение.

девушкиК этому же механизму манипуляций относится представление продукта или мнения принадлежащим определенной группе. Мы более склонны в ситуациях неопределенности выбирать то, что уже выбрали похожие на нас люди.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Даже заголовки, насколько бы они ни были лживы, оказывают влияние на наше мнение о том, что сообщает новость.

5. Помимо пункта 4, дезинформация опасна и в другом ключе. «Громкие» новости — сенсации — разносятся очень быстро, их узнает много людей, сообщения же о том, что новость была ложной, распространяются медленнее, они не сенсационны, ажиотажа нет, и многие остаются в заблуждении. Некоторые последствия, вызванные первой новостью, нельзя устранить.

Рекомендуем: Психогигиена — это

6. Властный тон и уверенность в себе, заявления о высокой квалификации говорящего часто заставляют людей верить оратору, несмотря на то, что все, казалось бы, подвигает к другому поведению.

7. Создание иллюзии ограниченности предложения. Менее доступные вещи часто более желанны.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

8. Если кто-то заставляет нас смеяться, возможно, он хочет нам понравиться, чтобы затем манипулировать нами.

Главный прием рекламы – связывание товара и положительных эмоций, позитивного посыла, красивых пейзажей. Чтобы человек был настроен на потребление, его нужно убедить, что потребление связано со счастьем, сотворить культ Карго.

Дети и СМИ

Использование СМИ как образовательного средства, способа социализации и знакомства детей с культурой и моделями поведения – вопрос дискуссионный. В 1984 году исследование Гринфилда показало, что дети после прослушивания радиоистории и просмотра аналогичной телевизионной истории придумывали окончание для первой с большим количеством новых элементов.

девочка играетО чем это говорит? Возможно, истории, представленные как видеоряд, меньше стимулируют творчество, так как более подробны сами по себе из-за визуального представления.

Многие дети склонны воспринимать видеоряд как реальность, пока не знают всей машинерии производства шоу и фильмов. Харрис советует родителям серьезно отнестись к осведомленности детей насчет уловок, лжи и провокаций, которыми переполнены фильмы, сериалы, ток-шоу, выпуски новостей.

Следующие вопросы и темы для размышления полезны как детям, так и взрослым. Хотя, естественно, для детей это представляет наибольшую актуальность, так как они являются более внушаемыми, чаще переносят увиденное в жизнь и таким образом могут значительно осложнить себе существование. О чем следует задуматься?

  • Обман в рекламных роликах.
  • Стереотипные изображения социальных групп.
  • Ценности, которые продвигает та или иная информация из СМИ.
  • Потенциальная важность и вред той или иной информации.
  • Доказательства, доказательства и еще раз доказательства. Есть ли доказательства представленной в СМИ информации? Насколько они непротиворечивы, из каких источников получены?

В целом Интернет становится одним из ведущих СМИ, хотя число телезрителей не уменьшается. Интернет дает интерактивность, возможность самому выбирать, что и когда смотреть, прервать действие и проверить информацию.

мальчик в очкахВсе это, с одной стороны, способствует появлению качественного контента, с другой – аналитика позволяет настолько хорошо изучить вкусы и мнения потенциальной аудитории, что вероятность точечных манипуляций возрастает в разы.

Эра ИТ-технологий – время, когда главной проблемой становится лавирование в огромной массе информации, умение правильно выбирать её источники. Для успешного развития и личностного роста жизненно необходимо не потеряться в информационной лавине. Автор: Екатерина Волкова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Это изменит вашу жизнь навсегда:

Напишите, что вы думаете?

Книги