Трактовка понятия: коммуникация

друзьяОбщение – важная составляющая человеческого существования, ведь без передачи информации невозможна любая созидательная деятельность. Огромную роль в выстраивании эффективного взаимодействия между людьми играют средства коммуникации, такие как вербальные, невербальные, СМИ и телевидение.

Скорость передачи информации в современном мире в разы выше, чем пятьдесят лет назад, изменилась сама аудитория, поэтому понятие коммуникации также претерпело определенные изменения. Современная психология дает двойственное определение:

  • Первое, более широкое, подразумевает, что коммуникация – это целостная система, в рамках которой осуществляется передача, усвоение информации.
  • Согласно второму определению, это канал массовой передачи, обмена информацией с целью влияния на общество в целом, а также его составные части.

Часто понятия «общение» и «коммуникация» объединяют, однако они не тождественны. Общение включает коммуникативную составляющую и представляет собой процесс установления, поддержания контактов между людьми, стимулируемый потребностями совместной деятельности. Оно может выступать в форме межличностного взаимодействия, например влиятельных связей, образующихся в результате совместной созидательной деятельности. Основы коммуникации несколько иные, они предполагают, что результатом передачи данных будет являться влияние на мнение, личные убеждения индивида.

девушка с телефономОсновные способы коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные. Вербальные представляют собой передачу информации посредством звука, а также письма. Невербальные способы выражаются посредством речевого тона, акцентов, движений тела. Разнообразие форм может порождать разногласия между собеседниками, поэтому главные условия эффективной коммуникации – одинаковое понимание ситуации ее участниками, а также правильное восприятие неявных сигналов, передаваемых от участника к участнику.

Рекомендуем: Общественное мнение: подробнее про понятие

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Принципы коммуникации детально рассматриваются в модели SPEAKING, разработанной Д. Хаймсом. С точки зрения ученого, это динамический, непрерывный, необратимый процесс, состоящий из символов, предполагающий после получения информации ее переработку, генерацию выводов о предмете беседы. Сам процесс ориентирован на индивида, он всегда имеет последствия в виде ответной реакции на сообщенную информацию.

Уровни и модели коммуникативного взаимодействия

В психологии выделяют такие уровни коммуникации, как внутриличностные и межличностные, групповые, межкультурные, деловые. Первый тип подразумевает внутренний диалог индивида с собой, скрытые переживания и мнения. Межличностная коммуникация означает передачу информации для осмысления от одного индивида к другому. По сравнению с первым это более высокий уровень взаимодействия, он предполагает наличие обратной связи, т.е. реакции на полученное сообщение.

параМежличностная коммуникация имеет рациональный характер, это выражается в ее функциях: информационной, прагматической, социальной, экспрессивной. Концепция речевой деятельности утверждает, что важную роль в этом виде взаимодействия играет вербальное общение, а главными факторами являются цель и мотивация.

Цели коммуникации всегда осознанны, но могут не совпадать с мотивом, который побуждает индивида к активному взаимодействию. Теория коммуникации предполагает, что для эффективного общения необходимо, чтобы индивиды умели разгадывать настоящий мотив собеседника, особенно в тех случаях, когда высказывания носят неясный, двусмысленный характер.

Рекомендуем: Что такое соперничество?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Коммуникации в организации служат средством передачи информации по формальным или официальным каналам, которые подразделяются по уровням иерархии. Деловая коммуникация подчиняется правилам, определенным политикой организации, должностными инструкциями. Стили коммуникации также регламентированы, но могут зависеть от различных факторов, например от национальности.

Групповые и межкультурные типы коммуникаций предполагают участие большой общности людей. Групповые взаимодействия проходят между двумя и более семейными, неформальными и формальными общностями индивидов. Второй тип означает общение между участниками, принадлежащими к разным этническим группам с разными устоями, культурными обычаями. Здесь особая роль принадлежит средствам массовой информации, которые могут сформировать положительный или отрицательный канал взаимодействия.

подружкиМодели коммуникации разрабатывались многими авторами, широко известны модель с обратной связью, линейная модель, разработанная Лассуэлом, циркуляционная модель Шрамма и ее модификация, предложенная Осгудом. Кроме того, получили распространение нелинейная модель Ньюкомба, упрощенная модель Воронцова и генеральная модель, автором которой является Гербнер. Все эти разработки позволили выявить основные принципы эффективной коммуникации, что позволило во многом повысить качество взаимодействия между людьми.

Рекомендуем: Сотрудничество — это

Что такое коммуникативные навыки с точки зрения психологии общения? Прежде всего это способность вступать во взаимодействие с другими людьми, правильно воспринимать и передавать полученную информацию. Индивид должен знать и понимать ограничения, культурные нормы общения, традиции и обычаи, этикет и уметь показать себя воспитанным человеком.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Масштабы информационного взаимодействия

девушка за столомКлассификация коммуникаций уделяет особое внимание воздействию на большие группы людей с использованием современных технических средств. Так, массовая коммуникация подразумевает систематическое распространение информационных сообщений для оказания политического, идеологического, организационного, экономического влияния с целью формирования нужного мнения людей. Современная наука выделяет следующие функции массовой коммуникации:

  • Познавательная – дает возможность индивиду удовлетворять потребность в информации о внешнем мире. Благодаря этой функции возникает иллюзия всезнания, исчезают границы, отделяющие человека от мира.
  • Интегрирующая (связывающая) – призвана объединять дифференцированные группы посредством продвижения общечеловеческих и моральных ценностей.
  • Формирующая – настраивает индивида на определенные ожидания: социальные, политические, культурные и т.д.
  • Социализирующая – один из способов интеграции человека в общество посредством информационного влияния.
  • Гармонизирующая и альтернативная – дают чувство органичности существования человека в обществе, отсутствия границ, возможности выражать мнение, отличное от мнения большинства.

Психология массовых коммуникаций – достаточно новая дисциплина, возникшая на стыке таких наук, как социология, психология, коммуникативистика. С точки зрения этой науки, массовая коммуникация – способ влияния на общество или социальные группы с целью создания общих настроений и ожиданий, а также стабилизации ценностных приоритетов. Цели информационного вброса определяются через индивидуальную призму ценностей индивида, на которого осуществляется воздействие.

параУченые полагают, что важнейшим толчком к интеграции общества явилась именно коммуникация, виды которой изменялись вместе с развитием техники и технологии. Например, информационные коммуникации предполагают общение между специалистами в определенной области, обмен данными неформальными, устными, письменными, безличными, опосредованными и прочими способами. В этом случае функции коммуникации заключаются в распространении специальных знаний, популяризации научной информации с целью ускорения прогресса.

Рекомендуем: Особенности межличностных отношений

Социальная коммуникация – способ передачи информации, эмоционального состояния посредством вербальных и невербальных каналов. Данный процесс позволяет объединить части социума и механизм реализации власти. Формы коммуникации в этом случае будут различаться в зависимости от таких параметров, как:

1. Тип аудитории, который может быть массовым или специализированным и характеризуется восприимчивостью индивида к распространяемой информации.

2. Источник распространения информации: формальные каналы (заявления правящей власти), неформальные (сплетни, слухи). Автор: Наталья Яковлева

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Это изменит вашу жизнь навсегда:

Напишите, что вы думаете?

Книги