Принципы и методы детской психологии

девочкаДетство — период самого интенсивного роста и развития человека, причем не только физического, но и психического. За пять-шесть лет ребенок проходит впечатляющий путь: формируются его интересы, привычки, черты характера, изменяется восприятие и мышление, совершенствуются навыки общения.

Особенности психики ребенка изучает особый раздел возрастной психологии, который так и называется — психология детского возраста. Детская психология как наука и как источник информации об уникальном внутреннем мире маленького человека имеет огромную значимость и практическую ценность. Безусловно, очень важна детская психология для родителей и тех, кто планирует ими стать, она является ключом к пониманию ребенка и продуктивному общению с ним.

Что исследовать

Предмет детской психологии составляют закономерности психического развития ребенка. Исследовать их непросто, ведь в отличие от взрослого, который обладает определенным опытом, знаниями и способен анализировать свои внутренние переживания, ребенку это сделать чрезвычайно трудно. Часто судить о его психической жизни можно лишь по поведению, которое, разумеется, не всегда может дать четкую картину происходящего.

Каждый ребенок индивидуален, но тем не менее все этапы детства в норме характеризуются теми или иными чертами развития психики. Отсюда вытекают задачи детской психологии, которые в целом можно свести к одной: описание и объяснение психической жизни в каждом возрастном периоде. Эта основная задача (ее можно считать целью науки) подразумевает множество более мелких.

  • Выявление факторов становления психики ребенка.
  • Определение наиболее подходящих с разных точек зрения условий для образовательно-воспитательного процесса.
  • Изучение происхождения психических функций.
  • Изучение новообразований в психике на каждой ступени развития.
  • Исследование внешних проявлений психических процессов.

Глядя на список задач, стоящих перед наукой, становится ясно, как тесно детская психология связана с педагогикой. С какими еще дисциплинами можно найти точки пересечения?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

деткиДетская, как и любая возрастная психология, основывается на общей психологии. Она пользуется знаниями, накопленными в ней, а также в философии, ведь, как известно, психология «выросла» на идеях философов.

С другой стороны, она и сама служит базой, обеспечивающей богатым теоретическим материалом другие науки. Среди них уже упоминавшаяся педагогика, педагогическая психология, а также детская практическая психология.

Рекомендуем: Основы логопедии

Детскому психологу также нужны знания по истории, культурологии и социологии, которые позволяют учитывать историко-культурный фон, на котором формируется психика ребенка. Кстати, перспективы, которые порождает изучение психики ребенка с учетом влияния на него общества и его требований, стали толчком к возникновению новой междисциплинарной области знаний.

В настоящее время набирает силу социальная психология детства, рассматривающая внутренний мир ребенка с учетом его общественных связей и конкретных социально-культурных условий воспитания и развития.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

деткиПользуясь достижениями смежных дисциплин и результатами собственных научных изысканий, детская возрастная психология решает стоящие перед ней проблемы. Какие же вопросы детской психологии можно считать самыми значимыми для науки?

Это, к примеру, проблема объективной возрастной периодизации, проблема неравномерности развития детской психики, соотношение наследственных факторов и факторов среды в процессе психического развития, связь этого процесса с обучением и воспитанием.

Каким образом исследовать

Какими способами детская психология изучает психику растущего человека? Иначе говоря, каковы методы детской психологии? Основных всего два: наблюдение и эксперимент, но у каждого из них далеко не один вариант проведения.

Наблюдение — первый из методов детской психологии, если считать по хронологии. Долгое время он был и единственным — в то время, когда дисциплина развивалась как сугубо описательная. Каким бывает наблюдение?

  • Сплошным или выборочным.
  • Единовременным или длительным.
  • Включенным или скрытым.

мальчик играетСплошное наблюдение дает представление об общей картине поведения ребенка. Такой вариант наблюдения актуален, когда исследователю заранее неизвестно, что именно из поведения ребенка будет представлять для него научную ценность. При выборочном наблюдении психолог заранее определяет те психические реакции или состояния, на которые ему необходимо обратить внимание.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Педология — это

Единовременное наблюдение обычно выбирается, если стоит задача сравнить поведение групп детей, отличающихся по возрасту, полу, социальной принадлежности или другим признакам, в одной и той же ситуации. Дает представление о поведении, характерном в целом для группы детей. Длительное (пролонгированное) наблюдение позволяет сопоставить не групповые, а индивидуальные особенности поведения одного ребенка на разных этапах его развития.

Включенным называется такое наблюдение, при котором исследователь взаимодействует с ребенком, отмечая при этом, как он реагирует на определенные слова или действия. При скрытом наблюдении создаются максимально естественные для ребенка условия, и он не только никак не контактирует с психологом, но и не подозревает о его существовании.

девочкаИсследования с помощью психологического эксперимента дают возможность целенаправленно вызывать у ребенка те явления психики, которые необходимо изучить.

Эксперимент может проводиться в лабораторных условиях, что довольно затруднительно в случае работы с детьми, потому как они нередко смущаются, боятся и отказываются сотрудничать в непривычной обстановке. Наиболее эффективными считаются эксперименты в естественных условиях.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Все про послушание

Также можно разделять эксперименты по тому, формируют ли они новую способность у ребенка (или новый ее уровень) или только фиксируют уже имеющуюся. В первом случае можно говорить о формирующем эксперименте, во втором — о констатирующем. Обычно эти два вида сочетаются в одном исследовании. Психологические тесты, предлагаемые детям, также можно назвать разновидностью эксперимента.

Эти базовые методы — наблюдение и эксперимент — дополняются методом беседы (интервью) и анализом деятельности ребенка (рисунков, сочинений и так далее). Последний способ исследования всегда отмечен субъективной точкой зрения конкретного психолога, поэтому в фундаментальных научных разработках может применяться только в совокупности с другими методами.

мальчикПрименяя эти или другие методы исследования, детский психолог руководствуется определенными принципами, важнейший из которых — гуманистическая установка и исследовательский оптимизм. Такой подход подразумевает ответственность психолога, его тактичное обращение с ребенком, осторожность при проведении исследования.

Рекомендуем: Что такое музыкальная психология?

Также нужно помнить о принципах научности (изучение проводится только после того, как полностью усвоены основные понятия детской психологии, получены необходимые навыки) и детерминизма (обусловленности поведения как внешними причинами, так и внутренними). Кроме того, важен системный, комплексный подход, учет индивидуальности каждого ребенка. Эти принципы детской психологии должны сопровождать любое исследование. Автор: Евгения Бессонова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Это изменит вашу жизнь навсегда:

Напишите, что вы думаете?

Книги