Альфред Адлер. Как понять природу человека?

загрузка...
Бесплатная встреча
в Женском клубе!

мужчинаФильм об известном психологе и создателе «Индивидуальной психологии» Альфреде Адлере (его по праву считают одним из отцов психологии).

Из фильма вы узнаете, как А. Адлер пришел к открытию комплекса неполноценности и теории личности. Вы увидите ряд примеров того, как наши воспоминания влияют на решения в течение всей жизни.

А также, как сейчас его открытия позволяют тренерам и психологам решать реальные проблемы клиентов и вдохновляют их на подвиги. Кстати, если вы сами хотите разобраться со своими убеждениями и помогать другим людям, то все это вы можете сделать в «Школе консультантов».

Адлер Альфред – выходец из большой еврейской семьи, которая проживала в неблагополучном пригороде Вены, прославившемся своими криминальными происшествиями. Будучи третьим в семье ребенком, маленький Альфред Адлер наслаждался материнским теплом до рождения младшего брата, а после стал любимцем отца, с которым сохранил особые теплые отношения на долгие годы.

портрет мужчиныМедицинская карьера будущего психолога началась сразу после окончания им знаменитого Венского университета – он работал как терапевт и офтальмолог, практиковал в одном из бедных районов Вены. Индивидуальная психология Альфреда Адлера стала самым известным его трудом, не только воплотившим собственный жизненный опыт ученого, но и во многом повлиявшим на развитие концепции индивидуализма.

По воспоминаниям коллег, Альфред Адлер, биография которого была насыщена страданиями и лишениями, будучи студентом, вдохновился идеями социализма, был активным борцом за равноправие полов. На одной из таких политических встреч он познакомился со студенткой из царской России Раисой Эпштейн, которая вскоре стала его женой.

После выхода в свет скандальной книги Зигмунда Фрейда, посвященной толкованию сновидений, Адлер начинает интересоваться психоанализом, он пишет несколько статей в защиту новой концепции. В 1902 году Адлер становится членом кружка сторонников этого учения, вплоть до 1911 года он возглавляет Венское психоаналитическое сообщество.

Рекомендуем: Индивидуальность — это

Адлер обладал наблюдательным, пытливым умом, интересовался жизнью окружающих, умел подмечать закономерности, выстраивать взаимосвязи между особенностями личности и достигнутыми результатами. Вскоре Адлер начал развивать свою собственную теорию, идущую в разрез с постулатами, разработанными Фрейдом, а в 1911 году покинул психоаналитическое сообщество и посвятил все силы критике этого учения.

Во время Первой мировой войны он добровольно отправился на военную службу, где оказывал психиатрическую помощь нуждающимся. Вернувшись к мирной жизни, он принял активное участие в реформе образовательной системы, рассудив, что самое главное внимание должно уделяться подготовке педагогического состава.

Как считал Альфред Адлер, индивидуальная психология должна была стать доступным инструментом для оказания терапевтической помощи, поэтому основал свою школу, где преподавал основы Индивидуальной психологии. Он был весьма талантливым лектором, а также плодовитым писателем, среди работ Адлера стоит особо выделить книги «Практика и теория индивидуальной психологии», «Социальный интерес: вызов человечеству», изданные в 1927 и 1939 годах. Наряду с этим Адлер основал свою школу. В 1937 году Адлер умер, направляясь в город Абердин, где должен был прочесть лекции, посвященные гуманистическим идеям.

Основные положения учения

Как подчеркивал в своих книгах Альфред Адлер, индивидуальная психология основывается на отрицании безраздельной власти бессознательных влечений над личностью или поведением индивида, и это заставляет его противопоставлять себя обществу. Согласно этой концепции, в человеке изначально заложено стремление к установлению тесных социальных контактов, взаимодействию со всеми индивидами, он зависим от мнения, а также отношения окружающих.

книгиОсновные постулаты своего учения, посвященные исследованию отличительных особенностей индивида, Адлер подробно излагает в трактатах «О нервном характере», «Человекознание», «Практика и теория индивидуальной психологии».

Адлер не только развивает уникальный социально-ориентированный подход в психологии, но и полностью отвергает формализм психоанализа, справедливо полагая, что каждый индивид неповторим, уникален и не может быть проанализирован по стандартным методикам. Как считал Альфред Адлер, индивидуальная теория личности помогает не только правильно определить истинные причины возникновения разного рода психологических проблем, но и своевременно оказать помощь без длительных предварительных исследований.

Стоит отметить основные постулаты учения Адлера:

  • Человек – единый и неделимый самосогласующийся организм. Это говорит о том, что любой поступок индивидуума нельзя рассматривать в отрыве от его личности, есть логическая взаимосвязь между телом, мозгом и психической деятельностью.
  • Человек всегда стремится к самосовершенствованию путем выстраивания цепочки личностно значимых целей и поиска путей их достижения. Адлер утверждал, что люди могут сами управлять судьбой, повышать самооценку, находить призвание и место в жизни.
  • Любому человеку свойственно творческое начало и стремление к самоопределению. Психолог был уверен, что влияние внешней среды и наследственности не безгранично и не может полностью определить жизненный путь человека. Творческое начало может влиять на опыт, память, фантазии и мечты, являясь источником внутренних сил для преодоления трудностей.
  • Социальность – этот постулат гласит, что человек полностью интегрирован в систему взаимоотношений с социумом, в его малые и большие группы, и не может существовать вне этой системы. Основная предпосылка заключается в том, что существует социальный интерес, заставляющий человека стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству.
  • Субъективность восприятия реальности – человеку свойственно верить себе и поступать в соответствии с только ему присущими личными убеждениями. Например, человек может жить по принципу «Твори добро», твердо веря, что судьба щедро отблагодарит за праведность.

Теория компенсации физиологических недостатков

Как утверждал Альфред Адлер, понять природу человека помогает анализ типа жизненного стиля, а также специфики механизмов психологической защиты, чувства собственной недостаточности и методов его преодоления. Причину психозов индивидуальная теория личности, как и аналитическая психология, видит в инфантильном опыте, а также физиологических недостатках.

девушкаРазвивая данную концепцию, Адлер исходил из собственного опыта и предполагал, что неразвитость какого-либо органа должна компенсироваться усилением других функций организма либо вследствие целенаправленной работы над имеющимся недостатком превращать его в наиболее развитое преимущество. Чтобы доказать данную теорию, Адлер часто приводил примеры известных личностей – например, Демосфена, который с детства страдал заиканием, но вследствие регулярных упражнений стал самым известным оратором своего времени.

Рекомендуем: Подробнее про гиперкомпенсацию

Адлер особо указывал на психологическую потребность каждого индивида бороться с чувством недостаточности путем стремления к целостности. Адлер считал, что недостаточность тесно связана с женским началом и порождает слабость, безволие, повышенную чувствительность, а процесс преодоления требует усилий и проявления так называемого «мужского протеста».

Практика наблюдений за больными неврозом также натолкнула психолога на мысль о существовании психического гермафродитизма, порождаемого идеализацией обществом мужественности. В более поздних своих работах Адлер несколько иначе интерпретировал данное понятие и ввел новые, заключающиеся в стремлении индивида к превосходству и совершенствованию.

детиОсобенно Адлер выделял причины, которые могут стать препятствием на пути ребенка к самосовершенствованию. Теория и практика наблюдений позволила выделить две группы таких факторов. Первая заключается в органическом несовершенстве каких-либо органов, выражается в физических недостатках, слабом здоровье, моторной недоразвитости, проблемах с органами чувств, психоневрологических заболеваниях. Все это может повлечь негативную реакцию окружающих, вызвать их насмешки и если рядом не окажется опытного специалиста, то ребенок замкнется на себе и своих проблемах.

Рекомендуем: Методы практической психологии

Вторая группа факторов связана с гипертрофированной опекой, а также избыточной избалованностью. Адлер особо отмечал, что дети, привыкшие к исполнению любого их каприза, по мере взросления не готовы принять реалии нового мира. Во взрослой жизни они продолжают вести себя, как большие дети, чьим капризам окружающие должны потакать. Сталкиваясь с необходимостью сотрудничать с другими индивидами, они не могут правильно выстроить схему взаимодействия, так как не способны учитывать потребности других.

Вклад в психологию

Адлер внес огромный вклад в психологию, он первым смог обосновать влияние несексуальных факторов на сознание и личность человека. Как писал в своих трудах Альфред Адлер, наука жить правильно доступна любому индивиду, готовому работать над собой.

печатная машинкаОн справедливо настаивал на том, что каждый человек является уникальной личностью, стремящейся к эффективному взаимодействию с социумом. Работы Адлера оказали большое влияние на исследования таких известных ученых, как А. Маслоу, К. Хорни, Э. Фромм, и многих других.

Нашли практическое применение наработки Адлера, посвященные детским типологиям личности в связи с тем, каким по счету в семье рожден ребенок, а также изучение причинно-следственных связей между стилем жизни, способами компенсации неудовлетворенностей как основы для развития личности.

Он был одним из первых, кто занялся исследованием роли игр в преодолении разного рода детских комплексов, невротических состояний, разработал практические схемы применения данного инструмента для разных возрастных групп. Также Адлер внес огромный вклад в развитие гуманистического направления в психологии, разработал и применил новые методы в практической психотерапии. Автор: Наталья Иванова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

загрузка...
Книги Уроки Тесты Форум Гороскопы Сонник

Это изменит вашу жизнь:

Комментарии (3):
  1. Галина
    Спасибо за фильм. Очередной раз ответила себе на вопрос, почему мне никогда не близка была теория Фрейда, интуитивно чувствовала с молодости, что нельзя животные инстинкты ставить во главу угла, психика человека разумного намного сложнее и глубже. Человек-существо духовное с мотивацией и целями, с серьезной программой на самосовершенствование. Главное, найти ключ к доступу данных. И очень часто он и является нашими проблемами и болячками. Все гениальное просто!
  2. Александр Кубышев
    Удивительный и поучительный фильм по содержанию. Столь краток а сколько мыслей заложено а главное для меня ещё раз подтверждение что большая часть судьбы если можно так сказать закладывается в детстве. И то что противоречие возникло между двумя выдающимися учёными это и объясняет появление в том числе теории Адлера. И уже многими последователями признаётся что всё развитие идёт от НЕХВАТОК чего либо как в фильме показано у Шварца отсутствовало здоровье он стал развивать его и преуспел в этом, и можно предположить что будь он наделён здоровьем в детстве то навряд бы задумался о дальнейшем его развитии. Поучительно и то что пр примеру Адлера в итоге следует преуспеть и потрудится во благо развития всего общества тк общество это и есть общее развитие психики а мы как индивидуумы без него никуда. В чём я и стараюсь преуспеть по мере своей возможности чего и вам всем желаю. С радостью и уважением Александр Кубышев.
  3. Полянская Ханна
    Впервые услышала о таком великом человеке в мире психологии. Согласна с теорией, что человеком правит цель, а не секс. Что комплекс неполноценности движет ребенком. Вызвало восхищение,что Адлер создал для подростков возможность обсудить проблемы и изменить свою мотивацию в связи с волнующими их ситуациями в жизни. Я считаю, что если бы это применяли и сейчас, многие улучшения произошли в обществе в целом. Ведь дети и подростки перенимают ценности взрослых и не соглашаясь с уже установленным порядком, дети замыкаются, а вскоре становятся взрослыми. И со временем приходят к власти и действуют в социуме, привнося свои детские травмы во взаимообщение. Стать полноценно свободным и быть полезным обществу — это важно по мнению Адлера. Теория о роли детей по порядку их рождения — еще и полезна в диагностике клиентов. Появилось желание узнать больше о практике такого талантливого человека. Спасибо.
Напишите, что вы думаете?

Книги

Консультируй
Скачайте лучшие уроки и книги! (бесплатно)