Как вы влияете на своего ребенка?

Дарлинг
Как стать любимой, успешной и счастливой? (ответы тут)
Бесплатная встреча
в Женском клубе!

Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке, формирование образа ребенка, являются основой воспитания.

Образ успешного ребенка

Образ ребенка – это не реальный ребенок, а то, что родители хотели бы видеть в нем, то есть ожидание его способностей и умений. Его своеобразный психологический портрет «глазами родителя».

Авторитарные мамы преувеличивают в своем образе реальные возможности ребенка, поэтому они больше требуют от детей и меньше им помогают, чем матери, реализующие демократический стиль общения.

Искажения образа ребенка происходит в следующих случаях:

1. Делегирование предполагает отношение к ребенку, как к объекту исполнения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Механизмом делегирования является проекция родителем на ребенка неосуществленных собственных целей и жизненных планов.

2. Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стремится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был послушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсервировать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации.

Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответствующие младшему возрасту; строит свои отношения с ребенком как с маленьким, не по возрасту одевает и т.д.

Инфантилизация может проявляться как в позитивной форме, реализующей стремление родителя остановить ход развития на детской стадии, так и в негативной, посредством приписывания ребенку отвергаемых детских качеств.

В последнем случае, например, Родитель может даже обратиться в психологическую консультацию, заподозрив у собственного ребенка отставание в развитии.

3. Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание позиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. В основе инвалидизации часто лежит амбивалентное отношение или скрытое отвержение ребенка.

Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества.

Игнорирование реальных проблем

Еще одним вариантом искажения родительского образа ребенка является недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей в развитии ребенка.

Проблемы

Например, часто игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, проблемы с обучением в школе, неспособность самостоятельно осуществлять учебную деятельность. При этом родители склонны преувеличивать, раздувать мелкие проблемы ребенка.

В основе искажения родительской позиции часто лежит отвержение ребенка. Приписывание ему негативных качеств, инвалидизация при этом выступают как рационализация своего отвержения, проявление защитной реакции родителя с целью сохранения позитивного самоотношения и самоуважения путем дискредитации «другого».

Образ – это лишь отражение реальности, но не сама реальность.

Образ как отображение родителями некоторой реальности, в том числе и самого себя, а так же и от субъективно приписываемых ребенку, но реально не существующих черт.

Эрик Берн говорил, что есть два пути сближения реальности и ее отражения в сознании: либо изменить саму реальность (что гораздо сложнее), либо изменить образ ее, гораздо легче изменить представление о ней.

Но люди пытаются делать наоборот.

Изменить поведение ребенка сложнее, чем придуманный образ

Так и в детско-родительских отношениях, когда представления родителей о ребенке не подкрепляются его реальным поведением, они пытаются изменить поведение ребенка, его самого, но отнюдь не свое представление о нем и о том, каким должно быть его поведение.

Родители, вольно или невольно, пытаясь подогнать ребенка под сложившийся у них образ, начинают вести себя так, что действительно добиваются подтверждения своих представлений от детей.

Например, нередко можно видеть, как ребенок своим поведением подтверждает установку своих родителей относительно его характеристик: «Раз вы так считаете, что я такой, то я так и буду себя вести».

Плохое поведение

Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понятно, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше.

Однако оптимальный вариант — это видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мнению родителя, станет в потенциале его возможностей и компетентности.

И строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на потенциал его развития, «зону его ближайшего развития» — составляет подлинное искусство воспитания.

Образ ребенка у родителей формируется в течение жизни и зависит от собственного опыта, полученного в детстве, от взаимоотношений с собственной матерью. От принятия своего образа реального и идеального. От самооценки и оценки родителей.

Автор статьи: Людмила Борисова (Коуч, тренер GRC-Центры взаимоотношений)

Книги Уроки Тесты Форум Гороскопы Сонник

«55 лучших уроков по Счастью и Успеху»

«Как начать консультировать?»

«Школа консультантов»

Это изменит вашу жизнь:

Напишите, что вы думаете?

Книги

Консультируй
Скачайте лучшие уроки и книги! (бесплатно)