Что мы говорим нашим детям

Дарлинг
Как стать любимой, успешной и счастливой? (ответы тут)
Бесплатная встреча
в Женском клубе!

радость воспитанияЕще в том году я случайно наткнулся в одном из жж на статью «Что мы говорим нашим детям» из рассылки, связанной с воспитанием детей. Когда её прочитал, я подумал, что возможно писала её моя знакомая, но никак не мог спросить её об этом. Ну, а позже — забыл...

Совсем недавно Наташа Родионова (тренер тренинга для родителей) мне прислала несколько своих статей для того, чтобы я опубликовал их на нашем блоге! Представьте, какое же было моё удивление, когда я обнаружил эту великолепную статью!

В то время она решила обучиться на тренера, потому что у неё появился ребенок, и эта статья — прежде всего опыт мамы... Теперь я предлагаю прочитать её и Вам:

Что мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?

Последнее время я уделяю большое внимание тому, что я говорю своей дочери. Так же «в глаза» бросается и то, что она слышит от других.

А посидев пару часов в раздевалке детского сада и послушав общение воспитателей и детей, я поняла, что это суровое испытание для моих нервов. И причина не в том, что воспитатели говорят что-то ужасное. Причина в том, что они не задумываются над тем, что же в действительности они сообщают детям, какой подтекст содержат их слова.

Справедливости ради хочу сказать, что в детском саду люди говорят то же самое, что они слышали в детстве, что им говорили их мамы, что сегодняшние мамы говорят своим малышам… В общем, самые типичные и распространенные фразы. А что же стоит за ними?

  • «Осторожно!» — кричит вслед бегущему карапузу отставшая мама. «Мир вокруг тебя полон опасностей!» — слышит ребенок. И все бы ничего, да только если жить, опасаясь всего вокруг, то жизнь превращается в выживание.
  • «Ты чего так громко визжишь? Ты хочешь, чтобы у меня заболели уши???» — высказывание воспитательницы в детском саду. Смысл его сводится к следующему: «Не показывай свою радость, от этого мне становится плохо».
  • «Успокойся! Не плачь!» — утешаем мы своих детей. И этим даем им понять, что свою обиду, печаль или боль надо тщательно скрывать от окружающих, загоняя все свои печали в самые дальние уголки души.
  • «Не реви! Ты мешаешь читать мне книгу!» — заявила воспитательница моей дочери, страдающей от того, что мама оставляет ее одну и уходит в магазин. И тем самым дала ей понять, что взрослой тете нет никакого дела ни до нее самой, ни до ее переживаний. Куда важнее в данный момент была какая-то книга.
  • «Не беги так быстро! Не лезь так высоко! Не кричи так громко!» — осаживаем мы своих детей. И вместе с этими словами в их сознание входит мысль: «Не живи на 100%, сдерживай себя и не рискуй».
  • «Не ной и не проси! Все равно не дам (не куплю)». И ребенок привыкает к тому, что в этой жизни что-то просить и хотеть бесполезно. В итоге взрослый человек не знает, чего он хочет и к чему он стремится.

100 желаний

Одна моя знакомая рассказала, что в их компании всем новичкам предлагают написать 100 своих желаний (материальных, нематериальных – не важно). Делается это для мотивации персонала (человек знает, чего хочет и как он этого может достичь с помощью своей работы). Идея мне очень понравилась, я тоже решила зафиксировать свои желания на бумаге (мне казалось, что я так много чего хочу…).

Первые штук пять «мечт» пошли хорошо, дальше – хуже. В итоге я «наскребла» около 20 желаний. А когда задумалась, для чего мне все это надо и надо ли вообще, выяснилось, что действительно важными для меня являются одно — два желания.

Когда же я в ответ на очередную просьбу дочери полушутя-полусерьезно спросила ее: «А больше тебе ничего не надо?» Тут же услышала: «Надо! Еще хочу этот цветок. Еще хочу листик в трубу засунуть. Еще хочу конфетку. Еще хочу на качели покачаться…» Маленький человечек хочет все, и в этом одно из принципиальных его отличий от взрослого.

  • «Сколько можно копаться? Давай я застегну тебе кофту сама». И тут же подрезаем ребенку крылья, ибо подтекст этой фразы таков: «Все равно у тебя ничего не получится, уж лучше я сразу это вместо тебя сделаю». Захочется ли дальше ребенку учиться застегивать пуговицы (зашнуровывать шнурки, чистить зубы и т.д.)?

Отлично. Выяснилось, что мы все говорим неправильно. Как же тогда общаться с ребенком, если что ни фраза – то страшные последствия? С одной стороны, все просто. С другой – все сложно.

Как же тогда общаться с ребенком?

Простота состоит в следующем: надо просто следить за тем, что вы говорите. Сложность же в том, что слежение это сродни обучению иностранному языку: чтобы сказать ребенку то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите до него донести, то надо

  1. Осознать, какое послание у нас готово сорваться с языка;
  2. Перевести это на то, что мы действительно хотим и чувствуем;
  3. Сказать это по-новому.

Например, малыш лезет высоко по шведской стенке. Первое, что хочется сказать:
«Осторожно! Не лезь так высоко!»

Но на самом-то деле мы хотим сказать совсем не это (см. выше). На самом деле нам просто страшно за своего карапуза. Поэтому я в таких ситуациях начала говорить так: «Ты так здорово лезешь вверх, но мне снизу на тебя страшно смотреть. Можно, я постою рядом с тобой?»

Как правило, дочь с радостью соглашается на мое присутствие и еще уточняет: «А так тебе не страшно? А так?» При этом она себя чувствует ужасно смелой.

Вариант с плачем (или с радостью). Вообще, во всех ситуациях, где присутствуют чувства первым шагом должно быть признание этих чувств.

Ведь каждый человек имеет право злиться, радоваться или испытывать боль. И каждый человек этим правом пользуется. Так вместо того, чтобы говорить: «Чего ты плачешь? В чем дело?» лучше сказать: «Вижу, ты очень расстроилась. Хочешь мне рассказать причину?»

Или если ребенок визжит от радости, а у вас болит голова, то можно сказать: «Здорово, что тебе так весело! Но знаешь, я себя не очень хорошо чувствую. Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?»

Как перейти к практике?

И в заключении я хочу рассказать главное. Все это (а также многое другое, чем поделюсь в следующих выпусках) я узнала на курсе «Секреты детского поведения», который проводят Центры Взаимоотношений. В основе тренингов Центров Взаимоотношений лежит психология Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса (психологов с мировым именем).

В частности, на тренинге для родителей «Секреты детского поведения» дается очень много практических знаний по принципу «что делать, если…». Упражнения на курсе позволят не только пропустить знания через голову, но и прочувствовать их, понять чувства ребенка в той или иной ситуации.

Один из основных постулатов тренинга (и Р. Дрейкурса) в том, что у ребенка не бывает плохого поведения, а бывают ошибочные цели. Впрочем, об этом – в следующий раз (хотя рассказывать методику и упражнения курса я не буду – авторское право, как-никак).

Эта статья написана Натальей в 2003 году, но я до сих пор встречаю родителей, которые оберегают своих детей, крича на них. Поэтому эта статья актуальна и сейчас! Поделитесь её, чтобы большее количество родителей узнало, как можно с любовью влиять на своих детей.

Книги Уроки Тесты Форум Гороскопы Сонник

«55 лучших уроков по Счастью и Успеху»

«Как начать консультировать?»

«Школа консультантов»

Это изменит вашу жизнь:

Комментарии (6):
  1. Алия
    Статья результативная. Такие статьи надо выставлять на стендах в дошкольных учреждениях.
  2. Санька
    Посидела, почитала... Как-то стыдно стало. Спасибо!
  3. Антон Мур
    Пожалуй, это и будет одной из тем будущей статьи!
  4. ola
    Полностью согласна с Блонди.Цели целями, но как предупредить ребенка о том, что мир действительно полон опасностей, и научить малыша, что он сам ответственен за свою жизнь и здоровье? Я, помню, не всегда прислушивалась к таким замечаниям-предостережениям. Многие из них мне казались надуманными. Теперь вспоминаю и думаю, мама была права. 🙂 И уж не знаю как я выбирала к чему прислушаться, а к чему нет.
  5. Блонди
    Вчера прочитала эту статью, сегодня весь день обращала внимание на свои слова. В общем,захотелось мне поспорить с автором. Когда я говорю ребенку «Осторожно», я действительно хочу ей сообщить, что мир полон опасностей! Машина может задавить, если вовремя не убежать с дороги, крышка люка может провалиться, собака укусить. Мой ребенок ОБЯЗАН знать, что опасности на каждом шагу!
  6. elena-shachina
    Очень хорошо сформулировано! Ведь именно этим мы и «гасим» наших детей... 🙁
Напишите, что вы думаете?

Книги

Консультируй
Скачайте лучшие уроки и книги! (бесплатно)